История
происхождения породы кавказская овчарка
Кавказская овчарка является древнейшей
породой собак, истоки которой теряются в необозримом прошлом.
Если принять за верную теорию великого этолога Конрада Лоренца о лшакальем╗
и лволчьем╗ происхождении различных пород, то кавказская овчарка
является ярчайшим представителем второй группы: от своего древнего
предка она унаследовала самостоятельность, свободолюбие, бесстрашие и
злобность.
Не вызывает сомнений, что непосредственными предками кавказской овчарки
является тибетский дог (The Thibet dog), описанный в 1845 году Юаттом (Youatt).
И хотя у многих специалистов эта тема вызывает раздражение (заметим -
справедливое раздражение, поскольку тема эта уже набила оскомину), мы не
можем не отметить то очевидное сходство, которое существует между лреконструированным╗
тибетским догом и кавказской овчаркой.
Придя с Востока, древние собаки древние собаки распространились на
огромной территории, где они использовались как боевые, травильные и
пастушье-сторожевые. К сожалению, многие не совсем точно понимают
разницу между пастушьими (чабанскими) собаками и собственно овчарками.
Дополнительную путаницу внесло и причисление того же Кавказца к овчаркам.
И действительно, ловчарки╗ (Schaferhunde) - немецкие, шотландские, шелти,
пули и другие - это собаки европейского происхождения, имеющие не
слишком древнюю историю, претерпевшие серьезнейшие изменения под
воздействием человека, или вовсе созданные им с определенной целью. Эта
цель - управление стадом. Понятно, что такую работу лучше могут
выполнять некрупные, подвижные, контактные и послушные собаки.
Пастушьи собаки (Hirtenhunde - нем., Woolfhound - англ.) имеют
древнейшее происхождение и их основная функция - охрана стада от
хищников и ллихих людей╗. Они мало подверглись человеческой селекции и
отличаются внушительными размерами, злобностью, самостоятельностью. Что
и понятно - только такие собаки могут противостоять крайне серьезным
врагам, каковыми являются чужие люди и дикие звери.
Проведя ллинию╗ от Тибетского дога к современным нам собакам, мы можем
отметить, что лдогообразные╗ разделяются на три большие группы:
1) истинные пастушьи собаки, или волкодавы;
2) настоящие короткошерстные доги;
3) длинношерстные доги.
К первым, наиболее древним, относятся кавказская и среднеазиатская ловчарки╗,
анатолийский карабаш, болгарский горан, чехо-словацкий волкодав, маремма
и др.
Ко вторым относятся собственно доги - бордоский, немецкий и др., а также
мастифы (английский, испанский и т.д.), мвстино, бульмастифы и др.
И, наконец, к третьей группе относятся хорошо известные сенбернары и
ньюфаундленды.
Примечательно, что представители первой и второй групп даже могли
противостоять друг другу во время военных действий. Например, во время
воен армянского царя Тиграна II с римлянами (I в. до н.э.).
И уникальность кавказской овчарки заключается в том, что с тех пор она
практически не изменилась! А ведь с тех пор прошло больше тысячи лет.
Поголовье кавказских овчарок сформировалось на территории между Черным и
Каспийским морями, и можно сказать, что порода в целом - это древние
собаки, приобретшие специфические черты под воздействием условий (прежде
всего климатических) этого региона. В этом можно убедиться, сравнив
наших лотечественных╗ овчарок - кавказскую и среднеазиатскую.
В государствах Кавказа собаки ценились очень высоко. Например,
изображение головы кавказской овчарки украшало гербы некоторых
грузинских князей. У древних армян существовал культ собак - Аралэз. По
легенде об Ара Прекрасном эти священные собаки по приказу царицы Шамирам
(Семирамиды) вылизывали раны мертвого Ара, чтобы воскресить его. Эта
легенда восходит корнями еще к войнам закавказского государства Урарту
против Ассирии времен IX-VI вв. до н.э. (Таймакин, Моисеенко, Бушняк. лКавказская
и среднеазиатская овчарки в Крыму╗, Тюмень, 1999).
Вероятно, здесь уместно небольшое отступление. Поскольку речь идет о
периодах человеческой истории, сведения о которых отрывочны и не всегда
точны, вряд ли можно с уверенностью говорить о конкретных создателях
кавказской овчарки.
В качестве одной из лнетрадиционных╗ точек зрения мы можем привести
следующее мнение:
Уже в наши дни армянский историк Сурен Айвазян, более сорока лет
изучавший общие индоевропейские корни происхождения русского и
армянского народов, обратил внимание в своем итоговом труде лИстория
России: Армянский след╗ (М., 1907), что термин лрус╗, часто
встречающийся в древнеармянской клинописи, также означает лрусый╗ в
смысле лсветловолосый╗.
С. М. Айвазян проанализировал весь свод данных, касающихся
распространения в Закавказье имен и названий с корнем лрус╗. Как
известно, в древнем государстве Урарту еще во времена расцвета
Ассирийской державы правила целая династия царей с именем Руса, а один
из городов, бывший, как можно предположить, некоторое время столицей,
назывался Русаин (Русин). Армянский исследователь, специалист по древним
текстам, разъясняет, что клинописный знак лса╗ имел также однозвучную
вокализацию и алфавитно-буквенное выражение. В таком случае имена
урартских царей прочитываются как Рус I, Рус II и Рус III. С. М. Айвазян
отстаивает лараратскую концепцию╗ происхождения славян и армян. Их
совместное местонахождение в глубокой древности в Южном Закавказье вовсе
не противоречит теории Полярной прародины индоевропейцев и других
народов мира. Просто на каком-то отрезке времени Кавказ превратился в
своеобразные лворота╗ для миграционного продвижения протоэтносов с
Севера на Юг. Но если протоармяне навсегда остались в районе, чьим
символом стала гора Арарат, то для протославян данный регион стал лишь
одним из перевалочных пунктов их блуждания по Ближнему Востоку и
Средиземноморья прежде чем они окончательно обосновались в местах
нынешнего расселения.
Как видим, у славян, возможно, даже больше оснований считать кавказцев лотечественными╗
собаками, чем мы сами привыкли считать.
Следующий этап развития кавказской овчарки охватывает середину XVIII -
начало XX вв. В это время человечество начинает интенсивно развивать
всевозможные технические средства и приспособления, связь и транспорт.
До этого времени кавказцы жили в относительной изоляции и развивались
методами так называемой народной селекции. И, надо сказать, благодаря
этому кавказец оставался все той же грозной охранной собакой,
изумительные характеристики которой оказались востребованы в новое время.
150 лет тому назад началось завоевание Кавказа Россией. В это время
кавказцы с успехом использовались как сторожевые (охрана обозов, лагерей)
и в русской, и в турецкой армиях во время русско-турецких войн. Более
того, использовались они и как полноценные боевые единицы. Примеры
работы этих собак поручик турецкой армии Нури Халил. В русской армии
специальным приказом эти собаки были введены для охраны всех крепостей
театра военных действий (компания 1765-1774 гг.).
В 30-х годах XX века кавказская овчарка получает мировую известность.
Выставка в Нюрнберге, где впервые демонстрировались эти собаки, стала
сенсацией в кинологическом мире. Об этом свидетельствуют отзывы о к.о.,
получивших прозвища лСмерть капиталу╗ и лКрасные гиганты╗.
Но Е. Сложное время в истории нашей Родины не могло не отразиться на
породе. Уже в 30-е годы раздавались голоса о бедственном состоянии
аборигенных овчарок Кавказа Е. В 1934 году Кошелев и Тимамук в работе лПастушье-сторожевые
собаки в совхозах Северо-Кавказского края и собаководство Армении╗
писали:
лПечальную картину представляет собой дело разведения собак. Сук и
молодняка почти нет Е.
По своим экстерьерным качествам собаки представляют собой бракованный
материал.
Е Ценное собачье хозяйство многих районов Армении совершенно разорено.
Если раньше высота кавказской овчарки достигала 70 см, то теперь высота
большинства собак равна 55 см╗, - читаем мы в книге Калинина, Ивановой и
Морозовой лОтечественные породы служебных собак азиатского происхождения╗
(Москва, 1992 год).
Положение усугубили насильственная депортация кавказских народов и
развитие коммуникаций, способствовавших метизации кавказских овчарок,
Великая Отечественная война.
Но, слава Богу, кавказца не постигла судьба монгольской и киргизской
овчарок.
Благодаря профессорам Ильиной и Боголюбскому, а также Вайсману и
Мазоверу, кавказских овчарок удалось не только описать, но и сохранить.
Вплоть до 70-х гг. эти собаки появляются на выставках, а затем в истории
породы начинается лновейшее время╗ - период заводского разведения.
В 1988 году в Ильинском состоялась Первая Всесоюзная выставка служебных
собак отечественных пород. Появились центры разведения кавказских
овчарок в Ленинграде, Днепропетровске, Киеве, Москве, Донецке и многих
других городах. Целенаправленная работа ведется в питомниках лКрасная
звезда╗, лАЗЛК╗, лМосковский мясокомбинат╗ и многих других.
В книге В. Тян лНа ринг вызываются Е╗ (Москва, 1990) сообщается, что: лсейчас
порода в надежных руках, вниманием и заботой окружены эти собаки на
Украине, где сосредоточенно основное племенное ядро породы╗.
Но на долю кавказской овчарки выпало еще одно испытание - испытание
небывалой популярностью.
В 1993-1995 гг. создалось такое впечатление, что кавказской овчаркой
занимаются решительно все Е. Трудно даже определить степень ущерба за
эти годы размножения!
Но порода выжила. Выжила преимущественно благодаря своим уникальным
свойствам - жизнестойкости, здоровой наследственности.
Что же представляет собой кавказская овчарка сегодня?
Признанная во всем мире (монопородные объединения - клубы существуют во
многих европейских странах, США и Канаде), составляющая предмет
национальной гордости кинологов России, Украины, Беларуси, порода
продолжает развиваться.
И хотя со стороны может показаться, что кавказская овчарка переживает не
лучшие времена, в породе происходят здоровые и нужные процессы.
Миновав (с потерями, но миновав!) породный бум, селикционеры-кинологи
получили возможность спокойно работать, освободив свои ряды от лбизнесменов╗,
нечистых на руку.
Наверное, сегодня действительно можно сказать, что порода находится в
надежных руках. |